МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРИБЫВАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, УКРАИНЫ

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА
НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРИБЫВАЮЩИХ
С ТЕРРИТОРИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, УКРАИНЫ
В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права
каждого человека на образование Минпросвещения России направляет
методические рекомендации по обеспечению права на получение общего
образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной
Республики,

Луганской

Народной

Республики,

Украины

(далее

–

методические рекомендации), для использования при приеме детей,
прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской
Народной Республики (далее – ДНР и ЛНР), Украины, в том числе детей лиц,
признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами
без

гражданства,

в

организации,

осуществляющие

образовательную

деятельность по общеобразовательным программам.
В методические рекомендации включены:
памятка

для

образовательную

руководителя

деятельность

по

организации,

осуществляющей

общеобразовательным

программам,

при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины;
памятка

для

классных

руководителей,

педагогов-психологов,

социальных педагогов и иных педагогических работников по работе
с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины;
памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих
с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей
на получение общего образования.
Минпросвещения
до

организаций,

России

просит

осуществляющих

довести

данную

образовательную

информацию
деятельность

по общеобразовательным программам, расположенных на территории
субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные
методические

рекомендации

на

сайтах

в

информационно-

2

телекоммуникационной сети «Интернет» организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

3

Приложение
Памятка
для руководителя организации, осуществляющей
образовательную деятельность по общеобразовательным
программам, при приеме детей, прибывающих
с территорий ДНР, ЛНР и Украины
В

Российской

независимо

от

Федерации

пола,

расы,

право

на

образование

национальности,

языка,

гарантируется
происхождения,

имущественного, социального и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
В
и

Российской

бесплатность

в

Федерации
соответствии

с

гарантируются

общедоступность

федеральными

государственными

образовательными стандартами начального общего, основного общего
и среднего общего образования1.
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными
с гражданами Российской Федерации правами на получение начального
общего, основного общего и среднего общего образования, а также
профессионального обучения по программам профессиональной подготовки
по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения
образовательной программы среднего общего образования на общедоступной
и бесплатной основе2.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют
право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного
беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные
организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии
с

указанным

законом,

другими

федеральными

законами

и

иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
1

Пункты 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 273-ФЗ).
2
Статья 78 Федерального закона № 273-ФЗ.

4

если иное не предусмотрено международными договорами Российской
Федерации3.
В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(в форме семейного образования и самообразования)4.
Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим
в заявлении указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;
б) дата рождения ребенка или поступающего;
в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка
или поступающего;
г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка;
д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка;
е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии)
родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;
ж)

о

наличии

права

внеочередного,

первоочередного

или преимущественного приема;
з)

о

потребности

ребенка

или

поступающего

в

обучении

по адаптированной образовательной программе и (или) в создании
специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося
с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида
(ребенка-инвалида)

в

соответствии

с

индивидуальной

программой

реабилитации;
и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка
на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе
3
4

Подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».
Статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ.

5

(в

случае

необходимости

обучения

ребенка

по

адаптированной

образовательной программе);
к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет,
на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае
необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной
образовательной программе);
л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка
на оказание психолого-педагогической помощи ребенку;
м) язык образования (в случае получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);
н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации
(в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного
языка);
о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае
предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения
государственного языка республики Российской Федерации);
п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)
ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление
образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации,

с

общеобразовательными

документами,

регламентирующими

программами

организацию

и

и

другими

осуществление

образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка
или поступающего на обработку персональных данных.
Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка
или поступающий представляют следующие документы:
а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного
представителя) ребенка или поступающего;
б)

копию

свидетельства

о

рождении

ребенка

или

документа,

6

подтверждающего родство заявителя;
в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных
брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного
приема на обучение по образовательным программам начального общего
образования

ребенка

в

государственную

или

муниципальную

образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные
и неполнородные брат и (или) сестра);
г)

копию

документа,

подтверждающего

установление

опеки

или попечительства (при необходимости);
д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту
жительства или по месту пребывания на закрепленной территории
или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту
жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего,
проживающего на закрепленной территории);
е)

копии

документов,

подтверждающих

право

внеочередного,

первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным
программам

или

преимущественного

приема

на

обучение

по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими
программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан
к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной
службе российского казачества;
ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(при наличии).
При посещении общеобразовательной организации и (или) очном
взаимодействии

с

общеобразовательной
представитель(и)

уполномоченными
организации

ребенка

должностными
родитель(и)

предъявляет(ют)

оригиналы

лицами

(законный(ые)
документов,

указанных в пунктах а)-д), а поступающий – оригинал документа,
удостоверяющего личность поступающего.

7

Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий
ДНР,

ЛНР,

Украины

дополнительно

предъявляют

документ,

подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав
ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание
в Российской Федерации (миграционная карта и др.), в случае если они
не являются гражданами Российской Федерации.
Родители (законные представители) детей имеют право по своему
усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую
карту ребенка.
При

приеме

в

организации,

осуществляющие

образовательную

деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем
образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.
Соглашением

между

Правительством

Российской

Федерации

и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности
документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве
26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются
эквивалентными в обоих государствах5.
Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным
в установленном порядке переводом на русский язык.
Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их
заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа
в приеме в общеобразовательную организацию.
Руководитель

общеобразовательной

организации

издает

распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего
в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение
и представленных документов6.
В
5

случае

невозможности,

в

силу

чрезвычайных

обстоятельств,

Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании
и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Заключено в г. Москве 26 мая 2000 г.)
6
Пункты 24, 26, 28, 31 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г.
№ 458 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59783).

8

представления каких-либо документов на момент подачи родителем
(законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию,
осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять
ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность,
на основании заявления родителя (законного представителя).
В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР,
ЛНР, Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих
законного

права представлять

интересы

конкретного

ребенка,

либо

без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию,
осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления
родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права
ребенка на получение общего образования, либо на основании личного
заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.
Организация обучения детей, прибывающих с территорий ДНР,
ЛНР:
уровни общего образования, установленные Законом об образовании
(утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г.
№ I-233П-НС) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. № 128-II
«Об образовании», а также перечень учебных предметов по уровням общего
образования (Государственные образовательные стандарты начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г.
№ 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования,
утвержденные

приказами

Министерства

образования

и

науки

ДНР

от 7 августа 2020 г. № 119-НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП,
от 7 августа 2020 г. № 121-НП) соответствуют уровням общего образования
и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации
(за

исключением

как

дополнительный

учебных
учебный

предметов
предмет)

«Астрономия»
и

«Основы

(определен
безопасности

9

жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная
военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛНР),
соответственно обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР,
рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения
в предыдущих общеобразовательных организациях;
в связи с тем, что в образовательных организациях, действующих
на основании указанных законов используется пятибалльная система
оценивания,

то

отметки,

полученные

обучающимися,

рекомендуется

использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных
организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев,
когда в российских общеобразовательных организациях используется иная
система оценивания при осуществлении текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная
организация самостоятельно осуществляет перевод пятибалльной системы
оценивания в систему оценок, принятой её локальным нормативным актом.
В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное
ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть
подтверждено

документально,

с

согласия

родителей

(законных

представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация7, итоги
которой позволят рекомендовать класс обучения.
Формы

проведения

промежуточной

аттестации

обучающихся

(собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым
проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются
организацией,

осуществляющей

образовательную

деятельность,

самостоятельно8, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей.
Организация

обучения

детей,

прибывающих

с

территории

Украины:
в

соответствии

с

Законом

Украины

«Об

образовании»

от 5 сентября 2017 г. № 2145-VIII в стране установлены следующие уровни
7
8

Часть 1 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ.
Часть 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ.

10

полного общего среднего образования:
– начальное образование со сроком обучения 4 года;
– базовое среднее образование со сроком обучения 5 лет;
– профильное среднее образование со сроком обучения 3 года.
Вместе с тем, переход на трехлетнее профильное среднее образование
в украинских образовательных организаций полностью не осуществлен.
Рекомендуется обучающихся 10–11 классов уровня профильного среднего
образования в случае обучения по трехлетней программе (10–12 классы)
зачислять в 10 класс.
Отметки, полученные в период обучения на Украине с использованием
в образовательной организации

двенадцатибалльной системы оценок

(в том числе при прохождении государственной аттестации), рекомендуется
переводить в пятибалльную систему оценивания следующим образом:
Украина

Российская Федерация

«10», «11», «12»

«5»

«9», «8», «7»

«4»

«6», «5», «4»

«3»

«3», «2», «1»

«2».

В связи с тем, что образовательные стандарты Украины отличаются
от федеральных государственных образовательных стандартов Российской
Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории
Украины, провести промежуточную аттестацию, на основании которой
организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы
в

порядке,

установленном

локальными

нормативными

актами

образовательной организации.9
Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
9

Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ.

11

федерального

государственного

образовательного

стандарта

общего

образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных
предметов, обязательных для изучения.10
Обучающимся

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность, предоставляются академические права, меры социальной
поддержки

и стимулирования,

установленные Федеральным законом

№ 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
локальными нормативными актами11.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах
федеральных государственных образовательных стандартов, организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

бесплатно

предоставляются в пользование на время получения образования учебники
и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства
обучения и воспитания12.
Обработка

персональных

данных

(сбор,

запись,

систематизация,

накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся
и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия
родителей (законных представителей) обучающихся.
(Персональными данными является любая информация, относящаяся
к определенному физическому лицу)13.
Права

и

обязанности

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом
№ 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании
(при его наличии)14.

10

Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115.
11
Статья 34 Федерального закона № 273-ФЗ.
12
Статья 35 Федерального закона № 273-ФЗ.
13
Статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
14
Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ.

12

Не допускается принуждение родителей (законных представителей)
обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм
материальной

помощи

со

стороны

администрации

и

работников

образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов
самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских
советов в части принудительного привлечения родительских взносов
и благотворительных средств.
Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность
по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материальнотехническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.
Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский
комитет,

попечительский

совет

и

прочие

органы

самоуправления

образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе)
денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета,
попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное
учреждение15.
При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины,
необходимо:
предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми
учебниками и учебными пособиями, исходя из расчета не менее одного
учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного
для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося
по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной
программы, в зависимости от уровня образования;
обеспечить при необходимости возможность участия в итоговом
собеседовании по русскому языку по программам основного общего
образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации
по программам основного общего образования (дополнительный срок
проведения итогового собеседования по русскому языку –16 мая 2022 года);
15

Письмо Минобрнауки России от 9 сентября 2015 г. № ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств».

13

обеспечить возможность участия обучающихся XI (XII) классов
в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам
среднего общего образования в качестве допуска к государственной итоговой
аттестации по программам среднего общего образования (дополнительный
срок проведения итогового сочинения – 4 мая 2022 г.: при необходимости
органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере
образования, могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор
для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения
ранее 4 мая 2022 года);
обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию
обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования;
выдать

документ

об

образовании

лицам,

успешно

прошедшим

государственную итоговую аттестацию16, подтверждающую получение
общего образования следующего уровня:
а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном
общем образовании);
б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем
общем образовании)17;
организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную
ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья

и

инвалидов,

образовательных

выявление

потребностей

в

и

удовлетворение

единстве

урочной

и

их

особых

внеурочной

деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы
общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить
интеграцию

этих

обучающихся

в

организации,

осуществляющие

образовательную деятельность;
16

Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее особенности проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году, определяющие
формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи
с недружественными действиями иностранных государств, утвержденное от 31 марта 2022 г № 538.
17
Часть 6 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.

14

организовать оказание в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными
возможностями здоровья комплексной, индивидуально ориентированной,
с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития,
психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях
образовательной деятельности;
обеспечить оказание психолого-педагогической, помощи обучающимся;
обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного.
Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано
в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта
Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта)
при наличии уважительной причины. При этом причина «переезд из ДНР,
ЛНР, Украины» может считаться уважительной.
Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется
посредством

внесения

информационные

соответствующих

системы

обеспечения

сведений

в

проведения

региональные

государственной

итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные
программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС).
В РИС могут быть внесены сведения из любого документа,
удостоверяющего личность участника ГИА- 9 и ГИА-11 (паспорт гражданина
Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина
Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный
федеральным

законом

или

признаваемый

в

соответствии

с международным договором Российской Федерации в качестве документа,
удостоверяющего
о

предоставлении

Федерации;

личность

иностранного

временного

свидетельство

о

убежища

гражданина;
на

предоставлении

свидетельство

территории
временного

Российской
убежища,

выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы,
предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии

15

с международным договором Российской Федерации в качестве документов,
удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.).
В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа,
удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты
документа, которым образовательная организация подтверждает личные
данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в пункт
проведения экзамена (ППЭ) осуществляется при наличии документа,
удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения
в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа,
удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного
подтверждения

его

личности

сопровождающим

от

образовательной

организации.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение
может быть организовано как совместно с другими обучающимися,
так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным
программам.
Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные
условия для получения образования.
Под

специальными

условиями

для

получения

образования

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие
в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения

и

воспитания,

специальных

учебников,

учебных

пособий

и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента
техническую

(помощника),
помощь,

оказывающего
проведение

обучающимся

групповых

и

необходимую

индивидуальных

коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации,
осуществляющей

образовательную

деятельность,

и

другие

условия,

16

без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

17

Памятка
для классных руководителей, педагогов-психологов,
социальных педагогов и иных педагогических работников
по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины
Важно отметить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший
с территорий ДНР и ЛНР, отнесена к трудной жизненной ситуации, которая
может

вызвать

эмоциональные

напряжения

и

стресс,

препятствует

реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает
обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи.
Поэтому работа педагогов в период адаптации детей и подростков
прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины в образовательной
организации должна быть направлена на нормализацию и стабилизацию их
жизнедеятельности, введение в учебный процесс, подготовку к прохождению
государственной итоговой аттестации.
Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три
основные функции:
образовательную

(организация

и

проведение

консультаций

для родителей);
психолого-педагогическую
посредническую

(информирование,

организация

и

координация

деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских
отношений

между

семьей

и

организацией,

осуществляющей

образовательную деятельность по общеобразовательным программам).
Детей

и

подростков

необходимо

ознакомить

с

правилами

образовательной организации, а именно: правила поведения в данном
учреждении, режиме. Обеспечить доступность полезных контактов (памятки
с

указанием

телефонов

горячих

линий,

служб,

оказывающих

психологическую помощь), к кому из специалистов можно обратиться
в школе (график работы на кабинете педагога-психолога, социального
педагога, администрации, уполномоченного по правам ребенка и т.д.). Важно

18

сделать образовательную среду понятной, стабильной и предсказуемой.
Рекомендуется не выделять детей из ДНР и ЛНР в специальные группы
для проведения мероприятий. Проведение психодиагностики и излишнее
пристальное внимание на начальных этапах может их травмировать, поэтому
мониторинг состояния детей необходимо проводить в процессе обычных
мероприятий в школе.
В период адаптации необходимо проводить мероприятия для всего
класса, которые будут способствовать интеграции вновь прибывших
в классные коллективы (например, конкурс рисунков, создание тематических
коллажей и т.п.). Анализ этих рисунков, коллажей может дать информацию
об актуальном состоянии детей. Также диагностически значимыми могут
быть критерии активности ребёнка не только на уроке, но и вне урока
(например, был активным - стал пассивным или ведет себя не характерно
для его возраста), характер пищевого поведения, нарушение сна, снижение
успеваемости. Поддерживайте контакт с родителями детей или взрослыми,
в сопровождении которых прибыли дети, для получения такой информации.
По совокупности нескольких факторов, которые могут указывать
на признаки кризисного состояния ребенка или подростка возможно
определять обучающихся, нуждающихся в оказании им адресной психологопедагогической помощи.
В целом необходимо создать условия для того, чтобы дети имели
возможность заниматься теми видами деятельности, которые соответствуют
их возрасту: играть, выполнять творческие задания, учиться, общаться.
Важно разнообразить социальную среду – провести знакомство
с городом (поселком), организовать экскурсии, посещение музеев, дать
возможность отвлечься от травмирующих событий, показать разнообразие
окружающего мира.
В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы
организации

работы

с

постравматическим

стрессом,

направленные

на преодоление травматического опыта, последствий травматического

19

события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе
«капсулирования»

травматического

опыта,

формирование

конструктивного общения, навыков саморегуляции.

навыков

20

Памятка
для родителей (законных представителей) детей,
прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам
обеспечения права детей на получение общего образования
Уважаемые родители!
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность
и

бесплатность

в

соответствии

с

федеральными

государственными

образовательными стандартами начального общего, основного общего
и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных
предметов,

факультативных

занятий,

внеурочной

деятельности

для Вашего ребенка реализуются бесплатно.
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными
с гражданами Российской Федерации правами на получение начального
общего, основного общего и среднего общего образования и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют
право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного
беженцем,

в

государственные

или

муниципальные

организации,

осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным
программам (далее – образовательные организации), наравне с гражданами
Российской Федерации.
Прием ребенка в образовательную организацию осуществляется по
личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или
поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего
личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом,
признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.
В заявлении необходимо указать следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;
б) дата рождения ребенка или поступающего;

21

в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка
или поступающего;
г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей) ребенка;
д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка;
е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии)
родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;
ж)

о

наличии

права

внеочередного,

первоочередного

или преимущественного приема;
з)

о

потребности

ребенка

или

поступающего

в

обучении

по адаптированной образовательной программе и (или) в создании
специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося
с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида
(ребенка-инвалида)

в

соответствии

с

индивидуальной

программой

реабилитации;
и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка
на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе
(в

случае

необходимости

обучения

ребенка

по

адаптированной

образовательной программе);
к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет,
на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае
необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной
образовательной программе);
л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка
на оказание психолого-педагогической помощи ребенку
м) язык образования (в случае получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);
н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации

22

(в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного
языка);
о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае
предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения
государственного языка республики Российской Федерации);
п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)
ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление
образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации,

с

общеобразовательными

документами,

регламентирующими

программами

организацию

и

и

другими

осуществление

образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка
или поступающего на обработку персональных данных
Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка
или поступающий представляют следующие документы:
а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного
представителя) ребенка или поступающего;
б)

копию

свидетельства

о

рождении

ребенка

или

документа,

подтверждающего родство заявителя;
в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных
брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного
приема на обучение по образовательным программам начального общего
образования

ребенка

в

государственную

или

муниципальную

образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные
и неполнородные брат и (или) сестра);
г)

копию

документа,

подтверждающего

установление

опеки

или попечительства (при необходимости);
д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту
жительства или по месту пребывания на закрепленной территории

23

или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту
жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего,
проживающего на закрепленной территории);
е)

копии

документов,

подтверждающих

право

внеочередного,

первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным
программам

или

преимущественного

приема

на

обучение

по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими
программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан
к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной
службе российского казачества;
ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(при наличии).
При

посещении

взаимодействии

с

образовательной

организации

уполномоченными

и

(или)

должностными

очном
лицами

образовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и)
ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д),
а

поступающий

–

оригинал

документа,

удостоверяющего

личность

поступающего.
Родители (законные представители) детей, прибывших с территорий
ДНР, ЛНР и Украины (в том числе лица, признанные беженцами,
являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства),
дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя
(или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий
право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная
карта, удостоверение беженца и др.).
В

случае

невозможности,

в

силу

чрезвычайных

обстоятельств,

представления каких-либо документов на момент подачи родителем
(законным представителем) заявления о приеме ребенка в образовательную
организацию ребенка могут принять в образовательную организацию

24

на основании заявления родителя (законного представителя).
В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР,
ЛНР и Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих
законного

права

представлять

интересы

конкретного

ребенка,

либо без сопровождения) ребенка могут принять в образовательную
организацию на основании заявления родственника или иного лица,
заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего
образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего
возраста 14 лет.
Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие
документы, в том числе медицинскую карту ребенка.
При приеме в образовательную организацию для получения среднего
общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном
общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.
Соглашением

между

Правительством

Российской

Федерации

и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности
документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве
26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются
эквивалентными в обоих государствах.
Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным
в установленном порядке переводом на русский язык.
Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их
заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа
в приеме в общеобразовательную организацию.
При

отсутствии

документов,

позволяющих

определить

уровень

образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит
обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация,
формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные
предметы, по которым она проводится, определяются образовательной
организацией самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций

25

детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт
образовательной организации о приеме Вашего ребенка в образовательную
организацию.
Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения
образования, Вам необходимо обратиться к руководителю образовательной
организации либо в органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением
о

прохождении

Вашим

ребенком

психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК).
Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья обучение
может быть организовано как совместно с другими обучающимися,
так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы.
Кроме того, Вы как родитель имеете право:
знакомиться с уставом образовательной организации и другими
документами,

регламентирующими

организацию

и

осуществление

образовательной деятельности;
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами
обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками
успеваемости своих детей.
После зачисления в образовательную организацию Вашему ребенку
должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии
со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования), определенных образовательной
организацией для реализации основной образовательной программы.
Также обучающиеся имеют право на:
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
учебной, производственной, научной базой образовательной организации

26

и др.;
предоставление

условий

для

обучения

с

учетом

особенностей

их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической

и

психологической

помощи,

бесплатной

психолого-медико-педагогической коррекции;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой
образовательной

программы

в

порядке,

установленном

локальными

нормативными актами;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического
и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Обработка

персональных

данных

(сбор,

запись,

систематизация,

накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся
и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия
родителей (законных представителей) обучающихся.
(Персональными данными является любая информация, относящаяся
к определенному физическому лицу).
Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение
и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить
получение детьми общего образования.
Кроме того, родители имеют право:
защищать

права

и

законные

интересы

несовершеннолетних

обучающихся;
получать информацию о всех видах планируемых обследований
(психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие
на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях,
отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию
о результатах проведенных обследований обучающихся;
принимать участие в управлении образовательной организацией через
деятельность

органов

самоуправления

образовательной

организации

(управляющего совета, совета обучающихся, совета родителей), поднимая

27

вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной
деятельности.
Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств
на нужды образовательной организации (добровольные пожертвования,
целевые

взносы

и

др.)

осуществляется

органами

самоуправления

образовательной организации в составе представителей всех участников
образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их
родителей, администрации образовательной организации) исключительно на
добровольной основе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».