Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Руководитель Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Попереченская средняя школа Котельниковского муниципального района Волгоградской области (МКОУ Попереченская СШ) Фомиченко Наталья Николаевна Адрес организации 404367, Волгоградская область, Котельниковский район, х. Поперечный, ул. Школьная, 10 Телефон, факс 8(84476) 7 – 52 - 19 Адрес электронной почты schkola-1964@yandex.ru Учредитель Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области. Дата создания 1935 год Лицензия серия 34ЛО1 № 0000556, регистрационный № 816, выдана Комитетом образования и науки Волгоградской области, дата выдачи 04.12.2015г. Свидетельство о государственной аккредитации серия 34А01 №0000921, регистрационный № 420, выдано Комитетом образования и науки Волгоградской области, дата выдачи 27.04.2016, срок действия по 04.02.2027 г. Основным видом деятельности МКОУ Попереченской СШ (далее Школа) является реализация общеобразовательных программ: основной образовательной программы начального общего образования; основной образовательной программы основного общего образования; основной образовательной программы среднего общего образования. Школа расположена в х. Поперечный. Большинство семей обучающихся проживает в домах типовой застройки: 85 % − рядом со Школой, 15 % − в близлежащих- х.Бударка и п.Рассвет. Аналитическая часть I. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Школы. С 01.09.2023 Школа использует федеральную образовательную программу начального общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 (далее — ФОП НОО), федеральную образовательную программу основного общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 (далее — ФОП ООО), федеральную образовательную программу среднего общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 (далее — ФОП СОО). Для внедрения ФОП НОО, ООО и СОО Школа реализует мероприятия дорожной карты, утвержденной 17.01.2023. В рамках дорожной карты Школа утвердила к 2023/2024 учебному году ООП НОО, ООО и СОО, в которых содержание и планируемые результаты не ниже тех, что указаны в ФОП НОО, ООО и СОО. При разработке ООП Школа непосредственно использовала: федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» — для ООП НОО; федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» — для ООП ООО и ООП СОО; программы формирования универсальных учебных действий у учащихся; федеральные рабочие программы воспитания; федеральные учебные планы; федеральные календарные планы воспитательной работы. Анализ текущих достижений показал результаты, сопоставимые с результатами прошлого и позапрошлого годов. Учителя отмечают, что им стало проще оформлять методическую документацию с использованием различных частей ФОП и дополнительных методических документов от Минпросвещения. С 01.01.2021 года Школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В связи с новыми санитарными требованиями Школа усилила контроль за уроками физкультуры. Учителя физкультуры организуют процесс физического воспитания и мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Кроме того, учителя и заместитель директора по УВР проверяют, чтобы состояние спортзала и снарядов соответствовало санитарным требованиям, было исправным — по графику, утвержденному на учебный год. Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения. С 09.01.2024 введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее — советник по воспитанию). Ее занимает педагог, имеющий общий стаж педагогической работы более 25 лет. Введение должности советника по воспитанию позволило систематизировать работу классных руководителей и снять излишнюю нагрузку с заместителя директора по учебно-воспитательной работе. С 09.01.2024 Школа применяет новый профстандарт специалиста в области воспитания, утвержденный приказом Минтруда от 30.01.2023 № 53н. В соответствии с ним советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, поручены две трудовые функции: организовывать воспитательную деятельность в Школе — готовить предложения по разработке и корректировке ООП, проводить мероприятия по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов учащихся, содействовать в функционировании системы ученического самоуправления, консультировать участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий и т. д.; организовывать взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями — общероссийскими общественно-государственными детскоюношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую и благотворительную направленность, другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и т. д. Воспитательная работа С 01.09.2021 Школа реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. В рамках воспитательной работы Школа: 1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа воспитательных мероприятий; 2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает активное участие классных сообществ в жизни Школы; 3) вовлекает школьников в кружки, секции и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использует в воспитании детей возможности школьного урока, использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; поддерживает 5) поддерживает ученическое самоуправление — как на уровне Школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживает деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций — например, школьного спортивного клуба; 7) организует для школьников экскурсии, походы в кино, на концерты и реализует их воспитательный потенциал; 8) организует профориентационную работу со школьниками; 9) развивает предметно-эстетическую среду Школы и реализует ее воспитательные возможности; 10) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. За 2,5 года реализации программы воспитания родители и ученики выражают удовлетворенность воспитательным процессом в Школе, что отразилось на результатах анкетирования, проведенного 20.12.2023. Вместе с тем, родители высказали пожелания по введению мероприятий в календарный план воспитательной работы Школы, например, проводить осенние и зимние спортивные мероприятия в рамках подготовки к физкультурному комплексу ГТО. Предложения родителей будут рассмотрены и при наличии возможностей Школы включены в календарный план воспитательной работы Школы на 2024/25 учебный год. В течение 2023 года Школа организовала проведение обучающих онлайн-семинаров для учителей по вопросам здорового образа жизни, диагностики неадекватного состояния учащихся. Школа проводила систематическую работа с родителями по разъяснению уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным потреблением наркотиков и других ПАВ, проведены родительские собрания на тему «Ответственность несовершеннолетних за участие в несакционированных мероприятиях», «Если поступила угроза в сети ИНТЕРНЕТ», не выполнением родителями своих обязанностей по воспитанию детей. В соответствии с планами воспитательной работы для учеников и родителей были организованы: участие в конкурсе социальных плакатов «Я против ПАВ»; классные часы и беседы на антинаркотические темы с использованием ИКТтехнологий; книжная выставка «Я выбираю жизнь» в школьной библиотеке; онлайн-лекции с участием сотрудников МВД. В 2023/2024 учебном году скорректировали профориентационную работу со школьниками и внедрили Единую модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. Для этого утвердили план профориентационных мероприятий и внесли изменения в рабочую программу воспитания, календарный план воспитательной работы, план внеурочной деятельности. Профориентационная работа в Школе строится по следующей схеме: 1–4-е классы: знакомство школьников с миром профессий и формирование у них понимания важности правильного выбора профессии. 5–9-е классы: формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. 10–11-е классы: развитие готовности и профессиональному самоопределению. и способности к саморазвитию Дополнительное образование Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности: художественное; физкультурно-спортивное; Выбор направлений осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей, который провели в сентябре 2023 года. По итогам опроса 65 обучающихся и 76 родителей выявили, что художественное — 35 процентов, физкультурно-спортивное — 65 процентов. Занятия по программам дополнительного образования проводятся дистанционно. Анализ данных по посещению детьми занятий дополнительного образования показывает снижение показателя по охвату, особенно по программам художественной направленности. Опрос родителей (законных представителей) обучающихся показал, что большая часть опрошенных в целом удовлетворены качеством дополнительного образования в школе. II. Оценка системы управления организацией Управление Школой осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений. Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет обучающихся и Советродителей. О работе Советов указано в модуле «Самоуправление» III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Статистика показателей за 2020–2023 годы № п/п 1 Параметры статистики Количество детей, обучавшихся на конец 2020–2021 2021–2022 2022–2023 учебный год учебный год учебный год На конец 2023 года 63 67 67 60 — начальная школа 25 22 15 18 — основная школа 33 40 43 37 — средняя школа 9 5 2 8 учебного года, в том числе: 2 3 4 Количество учеников, оставленных на повторное обучение: — начальная школа 0 0 0 0 — основная школа 0 0 0 0 — средняя школа 0 0 0 0 Не получили аттестата: 0 0 0 0 — об основном общем образовании 0 0 0 0 — среднем общем образовании 0 0 0 0 Окончили школу 0 0 0 0 — в основной школе 0 0 0 0 — средней школе 0 0 0 0 с аттестатом с отличием: Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоенияосновных образовательных программ сохраняется. Обучающихся с ОВЗ в 2023 году не было, с инвалидностью 2 человека, обучаются пообщеобразовательным программам в классе. Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Результаты освоения учащимися программ начального, основного и среднего общегообразования по показателю «успеваемость» в 2023 году Классы Всего Из них Окончили год успевают обучся Кол- % во С % отметками «4» и «5» Окончили год Не успевают Переведены Всего условно Из них н/а С отметками % Кол- % Кол- % Кол-во % «5» во во 2 6 6 100 2 33 2 33 0 0 0 0 0 0 3 4 4 100 2 50 0 0 0 0 0 0 0 0 4 5 5 100 2 40 1 20 0 0 0 0 0 0 5 8 8 100 2 25 0 0 0 0 0 0 0 0 6 7 7 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 7 8 8 100 5 63 0 0 0 0 0 0 0 0 8 11 11 100 2 18 1 9 0 0 0 0 0 0 9 9 9 100 2 22 0 0 0 0 0 0 0 0 10 2 2 100 1 50 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 60 60 100 18 30 7 0 0 0 0 0 0 0 0 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году с результатами освоения учащимися программ общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», снизился на 21 процент (в 2022-м был 51%), процент учащихся, окончивших на «5» увеличился на 6 %. В 2023 году ВПР проводили весной – в 4-8-х классах в традиционной форме. Анализ результатов ГИА-23 Обучающихся 11 класса в 2023 году не было. IV. Оценка организации учебного процесса Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе. Занятия проводятся в одну смену. В 2023/2024 учебном году Школа усилила контроль за назначением и выполнением домашней работы учениками с целью профилактики их повышенной утомляемости. С октября 2023 года Школа применяет Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций, разработанные ИСРО по поручению Минпросвещения России. Домашние задания в Школе направлены на всестороннее развитие учащихся, учитывают их интересы, предусматривают выполнение письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ. V. Оценка востребованности выпускников Основная школа Пере Пере шли в шли в Год выпу ска Все го 10-й класс Школ ы 10-й класс друго й ОО Средняя школа Пошл и на Поступили в Поступили в Поступ профессиона Все или льную го в ВУЗ ОО профессиона льную ОО Устрои срочн ую лись на рабо ту служ бу по приз ыву 2021 0 0 0 0 3 0 3 0 0 2022 5 2 0 3 5 1 4 0 0 2023 9 0 0 6 0 3 0 0 0 VI. Оценка качества кадрового обеспечения На период самообследования в Школе работают 8 педагогов, из них 7 — внутренних совместителей, 1 внешний совместитель. Из них 7 человек имеют высшее образование, 1 среднее специальное. В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: образовательная деятельность в Школе обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. VII. Оценка качества учебно-методического и библиотечного информационного обеспечения Общая характеристика: объем библиотечного фонда — 2446 единица; книгообеспеченность — 100 процентов; обращаемость — 850 единиц в год; объем учебного фонда — 1655 единица. Фонд библиотеки формируется за счет федерального бюджета. Состав фонда и его использование № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1 Учебная 400 400 2 Педагогическая 152 152 3 Художественная 202 202 4 Справочная 0 0 5 Языковедение, литературоведение 0 0 6 Естественно-научная 0 0 7 Техническая 0 0 8 Общественно-политическая 0 0 Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858. Средний уровень посещаемости библиотеки — 6 человек в день. На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Однако требуется дополнительное финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. Помимо официального сайта Школа регулярно ведет официальную страницу в социальной сети ВКонтакте (госпаблик) — с 08.04.2021. Работа госпаблика регламентируется Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ, постановлением Правительства от 31.12.2022 № 2560, рекомендациями Минцифры и локальными актами Школы. В госпаблике всегда присутствует информация: наименование Школы; почтовый адрес, адрес электронной почты и номера телефонов справочных служб Школы; информация об официальном сайте Школы; иная информацию о Школе и ее деятельности. Визуальное оформление госпаблика Школы включает: аватар — основное изображение страницы, выполняющее функции визуальной идентификации; обложку — широкоформатное изображение, размещаемое над основной информацией официальной страницы; описание страницы, которое содержит основную информацию о Школе VIII. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 12 учебных кабинетов, в том числе: Один компьютерный класс;спортивный зал. В школу проведен высокоскоростной Интернет. IX. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования По итогам оценки качества образования в 2023 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов высокая. По результатам анкетирования 2023 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены общим качеством образования в Школе, — 63 процента, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, — 68 процентов. Школа продолжила проводить в 2024 году мониторинг удовлетворенности родителей и учеников дистанционным обучением посредством опросов и анкетирования. Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2023 года. Показатели Единица измерения Количество Образовательная деятельность Общая численность учащихся человек 63 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 18 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования человек 37 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 8 человек (процент) (37%) Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку балл 4 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике балл 3 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому языку балл - Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике балл - Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся выпускников 11 класса Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся человек (процент) 16 (27%) Численность (удельный вес) учащихся — победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: — регионального уровня человек (процент) 12 (20%) 2 (17%) — федерального уровня 0 (41%) — международного уровня 5 (42%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек (процент) 8 (13%) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) человек 7 Общая численность педработников, в том числе количество педработников: — с высшим образованием 6 — высшим педагогическим образованием 5 — средним профессиональным образованием 0 — средним профессиональным педагогическим образованием 1 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: — с высшей человек (процент) 0 (0%) — первой 1 (13%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: — до 5 лет человек (процент) 1 (13%) — больше 30 лет 3 (43%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: — до 30 лет человек (процент) 1 (13%) — от 55 лет 2 (26%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 8 (100%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 8 (100%) Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,2 Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 75 Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет Нет Наличие в школе читального зала библиотеки, в том да/нет Нет Инфраструктура числе наличие в ней: — рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке Нет — медиатеки Нет — средств сканирования и распознавания текста Нет — выхода в интернет с библиотечных компьютеров Нет — системы контроля распечатки материалов Нет Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося человек (процент) 63 (100%) кв. м 7,8 Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования и ФОП НОО, ООО, СОО. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся.