Утверждаю директор школы ______Т.В.Корниенко Приказ №104 от 30.08.2024г. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МКОУ Попереченской СШ Котельниковского муниципального района Волгоградской области 1. Общие положения Настоящее положение «Об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее - ОВЗ). Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее - Положение) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Попереченской средней школы (далее – МКОУ Попереченская СШ ) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации - Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”; - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”; - Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; - приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115 "Об Утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" с изменениями от 11 февраля 2022года(ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот11.02.2022г. №69); - Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N28"ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - Уставом школы. С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ посредством психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации функционирует психолого-педагогический консилиум. Понятия, используемые в Положении: Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающийся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2. Порядок приема детей с ОВЗ Прием детей с ОВЗ в МКОУ Попереченскую СШ осуществляется по территориальному принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством для приема граждан в государственные образовательные учреждения. 2.2 Лица с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании заключения и рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей (законных представителей)на создание специальных условий обучения и воспитания в МКОУ Попереченская СШ. 3. Организация обучения лиц с ОВЗ Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах: 1) в образовательной организации; 2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования - на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Для обучающихся с ОВЗ реализуются адаптированные образовательные программы. Для каждой категорий обучающихся с ОВЗ разрабатывается своя программа. Обучение по варианту 1ФГОС ОВЗ организуется по АООП, при необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов, как в урочной, так и внеурочной деятельности, реализующиеся на основе учебного плана), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе. Содержание общего образования и условия организации обучения инвалидов определяются адаптированной общеобразовательной программой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В случае обучения лиц с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательной организации создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательнойорганизацииидругиеусловия,безкоторыхневозможноили затруднено освоение образовательных программ. 3.7. Доступность образовательной среды образовательной организации предполагает: доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. 3.8 Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: 1) урочной и внеурочной деятельности; 2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и др. 3) Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом, индивидуальным учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. В первой половине дня могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с учителемлогопедом,учителем-дефектологомипедагогом-психологомдляобучающихся на дому. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят педагогпсихолог, Для этих занятий предусматриваются часы коррекционно-развивающей работы, согласно рекомендациям ПМПК. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. Государственная итоговая аттестации на уровне среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512. Длялиц сОВЗ,детей-инвалидовиинвалидовГИА-9поихжеланиюпроводитсякакв форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ). ГИА-11 для детей с ОВЗ проводится в форме ГВЭ. ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ). Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам". Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общемобразовании). Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). 4. Формы о бучения лиц с ОВЗ Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося в ОО по заявлению родителя (законного представителя) ребенка в соответствии с медицинскими показаниями, заключением ПМПК. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося общеобразовательные программы могут осваивать в следующих формах: классно урочная,групповая,надомная,сиспользованиемдистанционныхтехнологий, смешанная. Индивидуальное обучение на дому для лиц с ОВЗ организуется при наличии справки ТМПК. График организации образовательного процесса в форме обучения на дому, образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в соответствии с государственным образовательным стандартом. Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Расписание занятий согласовывается с родителями обучающегося и утверждается директором школы. С родителями (законнымипредставителями)обучающегосязаключаетсядоговоробобучениина дому. 5. Особенностиреализацииобразовательныхпрограммсприменениемэлектронного обучения и дистанционных образовательных технологий Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе образовательной организации при отсутствии медицинских противопоказаний. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах. 6. Заключительные положения Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора школы. Положение размещается на официальном сайте ОО в сети Интернет, на информационном стенде, а также доводится до сведения родителей (законных представителей) обучающихся на родительских собраниях. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.