Положение об обучении детей с ОВЗ и инвалидностью

Утверждаю
директор школы
______Т.В.Корниенко
Приказ №104 от 30.08.2024г.
Положение
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов
в МКОУ Попереченской СШ
Котельниковского муниципального района Волгоградской области
1. Общие положения
Настоящее положение «Об организации обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов» разработано в целях реализации гарантированных прав
граждан на получение образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов (далее - ОВЗ).
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов (далее - Положение) Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения Попереченской средней школы (далее – МКОУ Попереченская СШ )
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации
- Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования”;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования”;
- Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации";
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115 "Об
Утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования" с изменениями от 11 февраля

2022года(ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот11.02.2022г.
№69);
- Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
N28"ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"",
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. N
2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
- Уставом школы.
С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся с ОВЗ посредством психолого-педагогического сопровождения в
образовательной организации функционирует психолого-педагогический консилиум.
Понятия, используемые в Положении:
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
специальных условий. Обучающийся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со
стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты.
2. Порядок приема детей с ОВЗ
Прием детей с ОВЗ в МКОУ Попереченскую СШ осуществляется по территориальному
принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным
законодательством для приема граждан в государственные образовательные учреждения.
2.2 Лица с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании заключения и
рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей (законных
представителей)на создание специальных условий обучения и воспитания в МКОУ
Попереченская СШ.
3. Организация обучения лиц с ОВЗ
Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе
получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции.
Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;

2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования - на дому или в медицинских
организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть
получено в форме самообразования.
Для обучающихся с ОВЗ реализуются адаптированные образовательные программы. Для
каждой категорий обучающихся с ОВЗ разрабатывается своя программа. Обучение по
варианту 1ФГОС

ОВЗ организуется по АООП, при необходимости - в соответствии с индивидуальным
учебным планом. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным
планом его продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких
обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая
реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и
организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области и курсов, как в урочной, так и внеурочной
деятельности, реализующиеся на основе учебного плана), что предполагает
дополнительные условия в общеобразовательном классе.
Содержание общего образования и условия организации обучения инвалидов
определяются адаптированной общеобразовательной программой в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В случае обучения лиц с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным
программам в образовательной организации создаются специальные условия для
получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие
в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования,
предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных
коррекционных
занятий,
обеспечение
доступа
в
здания
образовательнойорганизацииидругиеусловия,безкоторыхневозможноили
затруднено
освоение образовательных программ.
3.7. Доступность образовательной среды образовательной организации предполагает:
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность.
3.8 Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий и др.
3) Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так и во
время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом, индивидуальным
учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. В первой половине дня
могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с учителемлогопедом,учителем-дефектологомипедагогом-психологомдляобучающихся на дому.

Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят педагогпсихолог, Для этих занятий предусматриваются часы коррекционно-развивающей работы,
согласно рекомендациям ПМПК.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного
общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных
условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в
соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными
потребностями.
Государственная итоговая аттестации на уровне среднего общего образования для
обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N
190/1512.
Длялиц сОВЗ,детей-инвалидовиинвалидовГИА-9поихжеланиюпроводитсякакв форме
основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного выпускного
экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ).
ГИА-11 для детей с ОВЗ проводится в форме ГВЭ. ГИА по отдельным учебным
предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание
форм проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в
порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 N 1145 "Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам".
Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются
документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общемобразовании).
Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных
общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению
родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций
с письменного согласия родителей (законных представителей).
4.
Формы о бучения лиц с ОВЗ
Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося в ОО по
заявлению родителя (законного представителя) ребенка в соответствии с медицинскими
показаниями, заключением ПМПК.
С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося
общеобразовательные программы могут осваивать в следующих формах: классно урочная,групповая,надомная,сиспользованиемдистанционныхтехнологий, смешанная.

Индивидуальное обучение на дому для лиц с ОВЗ организуется при наличии справки
ТМПК. График организации образовательного процесса в форме обучения на дому,
образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в
соответствии с государственным образовательным стандартом. Учебный план
разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их
потребности и возможности. Расписание занятий согласовывается с родителями
обучающегося
и
утверждается
директором
школы.
С
родителями
(законнымипредставителями)обучающегосязаключаетсядоговоробобучениина дому.
5. Особенностиреализацииобразовательныхпрограммсприменениемэлектронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе
образовательной организации при отсутствии медицинских противопоказаний.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при
обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи
информации в доступных для них формах.
6. Заключительные положения
Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора школы.
Положение размещается на официальном сайте ОО в сети Интернет, на
информационном стенде, а также доводится до сведения родителей (законных
представителей) обучающихся на родительских собраниях.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации. 6.4. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего
Положения.
6.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».